Форум НИС Космонавт Георгий Добровольский

Место общения ветеранов СКИ ОМЭР АН СССР. Приложение к сайту НИС КГД


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

"Моржовец", "Кегостров", "Невель", "Боровичи" - под такими именами их построили и в 1966-67 гг. отправили работать лесовозами. Сильный корпус и ледовый форштевень судов проекта 596 чем-то приглянулись конструкторам и в 1969 году эти четыре судна переоборудовали в научно-исследовательские. Оснастили системами связи и приёма телеметрии и передали в СКИ ОМЭР. Под вымпелом АН СССР эти суда прослужили до конца 80-х и в 1990-м были проданы на слом.


Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Очень интересные и красивые корабли ! Если бы довелось найти
чертежи более-менее приличные , обязательно взялся бы построить
модель одного из них !
Посмотреть профиль

3 Читая Конецкого в 05.06.11 10:56

У Конецкого, в романе-странствии "За Доброй Надеждой" есть записи о его рейсе на "Невеле" в 1969-м в качестве 2-го помощника.

13.07.69, Гвинейский залив, "Луна-15", второй старт.
14.08.69, Индийский океан, "Зонд-7", (задача-???).
Октябрь 69-го - сопровождение группового полёта трёх "Союзов" - 6, 7 и 8.

Напомню:

"Луна-15" - автоматический аппарат, который должен был сесть на поверхность Луны, взять образцы грунта и вернуться на Землю. Аппарат разбился 21.07.69 при посадке на Луну.

В те же дни, 16.07.69 стартовал, а 20.07.69 сел на поверхность луны спускаемый модуль корабля "Аполлон-11". Люди впервые высадились на Луне.

"Зонд-7" - автоматический аппарат на основе "Союза", 08.08.69 стартовал, 11.08.69 облетел Луну, а 14.08.69 благополучно вернулся на Землю.


"Луна-15"


Снимок Земли, снятый "Зондом-7"
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/

4 Читая Конецкого в 05.06.11 13:17

Кусок из романа. Ночь 13 июля 69-го

Наша задача вывести «Невель» в заданные координаты в заданное время на заданный курс. Это такие координаты, такое время и такой курс, при которых космический объект пройдет через зенит. Тогда дольше всего возможно принимать его сигналы. Как только объект уйдет из радиовидимости, надо развернуть «Невель» курсом на Москву, на Центр управления полетом. Центр окажется на биссектрисе раструбов излучающих антенн. Мощный передатчик вышвырнет огромный радиоязык, язык облизнет бок планеты и донесет на кончике в Москву то, что несколько секунд назад сообщил объект, проносясь сквозь экваториальные созвездия над нашей головой. Вот и все. К приему и отдаче сигналов мы, моряки, никакого отношения не имеем. Чаще узнаем, с каким объектом работали, только из сообщения ТАСС на следующий день. Заповедь одна: не выходи на открытую палубу, когда молотит передатчик, то есть когда работают «рога».
...
На другой стороне планеты ракета успешно стартует и ложится на околоземную орбиту, а борьба с трансляционной установкой на борту бывшего лесовоза «Невель» еще в полном разгаре. Опять некоторая неравномерность научно-технической революции.
Сотрудник щелкает тумблерами и говорит в микрофон волевым, требовательным, мужественным голосом:
– Я «Рулевая»! «Девятый»! Ответьте! Проверяю связь!
Пауза. Шум волн. Поскуливает Пижон на кренах.
– Кой черт опять здесь собака? – интересуется капитан. – Спит этот кабысдох когда-нибудь?
Из трансляции:
– Я «Третий»! Слышу вас хорошо, «Рулевая»!
– Я «Рулевая»! Вызывал «Девятый», а не «Третий»! «Девятый», почему не отвечаете?
Гробовое молчание, шум волн. Голос капитана:
– Черт побери! Когда последний раз мыли окна в рубке? На стекле скоро селедки заведутся!
Слышится грохот открываемого окна, в рубку врывается дизельный выхлоп.
– "Рулевая"! Я «Четвертый»! Могу транслировать на «Девятый».
– "Рулевая"! «Четвертый», транслируйте «Девятому».
– Я «Шестой»! Почему мне надо транслировать на «Девятый»?
– Отставить, «Шестой»! Никто вас не вызывал!
До того как над горизонтом взойдет рукотворная звездочка, остается несколько минут. Руководители экспедиции начинают нервничать:
– Передайте «Девятому»! Немедленно восстановить связь!
– Я «Пятый»! Слышу отлично, «Рулевая»!
И так далее – все по Райкину. Включаюсь я, советую:
– Ребята, бросайте борьбу с техникой. От нашей рулевой до ваших хитрых постов максимум двадцать метров. В ремонте поставьте переговорные трубы, обыкновенные, старомодные – и дело будет в шляпе...
– Пошел к черту!
– Ребята, – говорю я. – Черта нет. И не будет. Напоминаю: еще Ной использовал переговорные трубы. На ковчеге. Предполагают, что он приспосабливал для этой цели хоботы слонов – отличная, надежная внутрисудовая связь...
– Отстань, бога ради!
– Бога, ребята, нет. И не будет. Не надейтесь.
...
Голос из чрева судна: «Ожидаемый сигнал должен появиться через три минуты!» Все пока идет хорошо, объект огибает планету, защелки и щеколды сработали нормально, ступени отвалились, штыри выскочили, передатчики излучают. Как чувствуют себя протоны и мезоны в условиях невесомости?
Низкая облачность. Звезд нет. Слабое иззаоблачное сияние Луны – она встает над горизонтом. Ветер пять баллов. Волна – четыре. Давление нормальное. Особых признаков погоды не наблюдается.
Над головой, на пеленгаторном мостике застонали подшипники антенн – разворачиваются. Антенна внизу справа наклоняется к горизонту, вытягивает щупальца-штопоры за борт. На витки ложится отблеск зеленого отличительного огня. В черном океане – полосы фосфоресцирующего свечения. Вполне научно-фантастическая картинка.
Бьет и бьет по перепонкам метроном. Воздушная тревога затянулась. Пик напряжения. Прожектора скрестились в одной точке, то есть все антенны направлены в одну точку на горизонте с правого борта.
– Там летит какой-нибудь парень? – спрашиваю я темноту, как когда-то спросил радист Камушкин.
– Нет.
«Внимание! Ожидаемый сигнал должен появиться через одну минуту!»
Ради праздного любопытства щелкаю секундомером – правильно сосчитали электронные машины?
Лает Пижон. Он чувствует общее напряжение.
На шестидесятой секунде: «Есть сигнал!»
Антенны вздрагивают и начинают медленно подниматься над океаном.
Чем ближе к зениту, тем быстрее. Объект пронзает Малого Пса, Змееносца, и Южную Рыбу, и Деву за пять минут.
– Курс на Москву!
– Есть курс на Москву! На румб тридцать восемь!
– Всем долой с палуб! Сейчас будут работать «рога»! Телеграф на «полный вперед». Счастливого возвращения, космическая крошка!
Прямо по носу – узкие переулки Арбата, нахальные ночные таксеры, зевающие милиционеры и пустые киоски "Союзпечати ".
Излученная из наших «рогов» радиоволна уже там.

НИС "Невель", рейс 1969 года
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Красиво описывает..., что значит художественный вымысел. Вот, поэтому, он - писатель, а мы - читатели.
Вспоминается первый рейс. Я, молодой-зеленый "мнс", сижу на сигнальном мостике, читаю книжку. Подходит "секонд"(2-ой штурман Ястребов Борис), спрашивает что читаю.
- Конецкого. Кстати, как вам Конецкий?
- С точки зрения навигации что ли?
- Да нет, как писатель.
- Ну, он собрал все байки, которые гуляют по флоту и слегка их обработал.
Вывод: главное - уметь обработать.
Это в качестве небольшого лирического отступления.
Посмотреть профиль
Почему - вымысел?
Конецкого, слышал, флотские не слишком-то любят. Может потому, что - писатель, "белая ворона"? Всё, что внутри морского цеха, выдавал наружу? Без приукрас и соплей.
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Я имел в виду художественный вымысел в форме подачи фактов. Наверняка на самом деле всё было куда прозаичнее и скучнее. Надо уметь рассказать, где-то и приврать, конечно, без этого вряд будет так же интересно. Впрочем, я просто завидую.
Посмотреть профиль
Согласен.
Вообще же, многое из того, что он описал, мы и сами наблюдали. Поэтому и читается с интересом. И о людях, и о природе - об океане, живности, о казусах-случаях разных...
Об этом, собственно, и раздел форума - "Вспомним всё"

Отвлеклись немного...
Лето. Тишина тут, на форуме...
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Евгений:
А корабли проекта "Селена-2" были построены на основе уже действующих сухогрузов, не новых, насколько понимаю


Почти так - на основе лесовозов 596 серии ("Вытегралес") - см. фото "Назара Губина":



Проект этот был настолько удачен, что из него вышли 8 поисково-спасательных кораблей (Ямал, Апшерон, Баскунчак и др.) и 8 "Селен" - первых (Кегостров, Моржовец, Невель, Боровичи) и вторых (КВВ, КПБ, КГД и КВП).

Первые "Селены" были перестроены из них с минимальными (внешне) доработками.



На чертеже "Селены-1" видно, что внутри разместили множество кают:


А в нижних палубах и в трюмах - лаборатории. Какие и где - не знаю.


Перестройки вторых "Селен" более заметны. Но обошлось без резки корпуса.

(Схемы прислал А.Капитанов)
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Конецкого, слышал, флотские не слишком-то любят. Может потому, что - писатель, "белая ворона"? Всё, что внутри морского цеха, выдавал наружу? Без приукрас и соплей.

Не согласен, Володя! Все мои друзья со всех морей просто боготворят Конецкого. Он, как никто, вдохнул в морскую тягомотину лирику.
Посмотреть профиль http://www.toge.ru
Я тут писал, как попал в СКИ:
После армии, то ли в 70-м, то ли в 71-м, собрались мы, одногруппники по техникуму, в ресторане на Невском. Там я встретил своего товарища - Витю Иванченко. Оказалось, что работает он на научнике, на "Кегострове". Ходит в рейсы, то да сё, интересно...



Так вот, если Виктору довелось на "Кегострове" отработать рейс 71-го года, то ему есть о чём рассказать:
- продолжительность рейса - 330 суток
- пробег - 44 000 миль
- три или четыре разрешения на возвращение домой и три или четыре разворота в новую точку работы
- один человек, прыгнувший за борт. Пропал
- двое "свихнувшихся" в половой ориентации
- суицидник с "Моржовца" для доставки в Союз
- и, наконец, тот самый, трагический, спуск "Союза-11", на который "Кегостров" не успел, а "Бежица" куда-то слиняла

Буду искать Виктора!

Сопоставил даты и исправил.
Благодаря стилю изложения у Олега Максимовича два рейса слились в один
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Володя, а откуда у тебя такие пикантные подробности того суперрейса "Кега"?
Кстати, был и в истории "Добровольского" факт, когда пришлось отправлять из рейса домой сотрудника экспедиции по причине поехавшей крыши, мне тут Роман недавно напомнил. Жил человек в каюте один, друзей-приятелей и даже просто собутыльников у него не было, ну и результат не заставил себя долго ждать.
Посмотреть профиль
откуда у тебя такие пикантные подробности
... из книги Павленко.
Читаю-перечитываю. Сначала вдоль, а потом поперёк. Вылезают интересные факты. Да и написано, вобщем-то, хорошо. В стиле Конецкого.

Книжка - о последнем рейсе КВК, о перегоне в Индию.
Написана, как дневник. И к каждому дню добавлены выдержки из записок других людей, с других судов, того же дня, но других лет.

Книга застряла с выпуском, какие-то трудности
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Вот Валера Шардт откопал:

Корабли без капитанов
Посмотреть профиль http://www.toge.ru
На днях связался с фотографом Tony Garner. Оказался довольно отзывчивым человеком и разрешил воспользоваться своими фотографиями Селен и Селен-2, опубликованными на сайте shipspotting.com

Вот Селены, снятые 18 июня 1989:




Спасибо, Тони
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Давно хотел узнать, что это за антенна?

Посмотреть профиль
Направленная КВ-антенна, использовалась для передачи данных в ЦУП. Её название "Вяз". Полное или нет - не знаю. Стояла, как видно, на судах и кораблях 60-х годов.

Виктор Конецкий:
– Курс на Москву!
– Есть курс на Москву! На румб тридцать восемь!
– Всем долой с палуб! Сейчас будут работать «рога»! ...
Прямо по носу – узкие переулки Арбата, нахальные ночные таксеры, зевающие милиционеры и пустые киоски "Союзпечати ". Излученная из наших «рогов» радиоволна уже там.
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Вот, что-то похожее. Береговые передатчики:
Связные КВ передатчики "Вяз‑2М‑ОП" с синтезаторными возбудителями (мощность в режиме А3Е – 2,5 кВт)

Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Позволю, товарищи моряки, процитировать свою книжку, так как консультировал меня наш флагсвязист Юрий Александрович Нефёдов - великий связист!

Несколько слов о знаменитом «Вязе». Это обычный КВ передатчик мощностью 5 кВт, а в режиме СБД - даже 12 кВт. Связь кораблей в океане осуществляется в основном на КВ. А КВ - это весьма сложная область электромагнитного излучения, что иной раз и 50 Вт достаточно, а иной раз и 5 кВт мало. Основной КВ-передатчик в первой половине 1960-х гг. Р-641-Т имел мощность 1 кВт. На пр. 1130 их было шесть. Но в особых случаях непрохождения КВ требовался передатчик большей мощности. Вот проектировщики и решили поставить на особые корабли мощный сухопутный армейский передатчик «Вяз».

Он был установлен в передающем центре БЧ-4. Габариты - примерно 3x1x2 м. Настройка его требовала времени и особого умения. Стабильность частоты - на уровне 1960-х гг., надежность тоже. Для сравнения, на «Маршале Неделине» (а потом и на «Маршале Крылове») было установлено уже по 11 передатчиков такой же мощности, как «Вяз», только последнего поколения. Стабильность частоты на два порядка выше, настройка автоматическая, почти мгновенная, требовалось только набрать частоту, размеры – в три раза меньше. Первые передатчики нового поколения стали поступать на вооружение всех кораблей ВМФ ещё в конце 1960-х гг. На наших маленьких кораблях появились «Щуки» (3 кВт в обычном режиме, и 10 кВт - в СБД) - намного компактнее, стабильнее, надежнее «Вяза», да и управляться с ними было намного проще. В общем, «Вяз» уже тогда стал меркнуть. А потом там появились и передатчики последнего поколения, как на «Маршале Неделине». «Щуки» уже не требовали такой громоздкой антенны, как у «Вяза» - обычный штырь длиной 10 м.

Антенна «Вяза» - это шедевр! Разве можно представить силуэты, дизайн «Чажмы» и «Чумикана» без неё! Но если рассмотреть это с точки зрения теории, то окажется, что это обычный симметричный вибратор. Подобные используются для УКВ радиостанций, которых на каждой мачте стоит несколько. Если для УКВ антенна устанавливается вертикально, длина каждого плеча около 1 м, то на частотах КВ длина каждого плеча должна быть не менее 10 м, что не позволяло ставить их вертикально. Тогда придумали ее установить горизонтально, а чтобы компенсировать неправильную установку, рассчитали угол разворота плеч симметричного вибратора - около 73 град. и расширяющийся диаметр плеч. Направленности у диаграммы антенны «Вяза» практически не было.

В первой половине 1970-х гг. «Вяз» использовался довольно часто и во всех режимах. Дежурный по связи перед началом использования звонил в рубку дежурного, и по кораблю разносилась команда: «На кормовой надстройке и вертолетной площадке не находиться, работает передатчик «Вяз». Режим СБД использовался в те годы не для скрытности связи, как в 1980-е г., а для того, чтобы передать первые сигналы по результатам боевой работы, когда еще действует «режим тишины» и нет телеграфного канала БП ЗАС. Именно так, например, передавались первые сигналы при выполнении задачи у островов Фиджи в июне 1973 г. «Вяз», развивая 12 кВт в импульсном режиме, мог почти стопроцентно гарантировать успех.

С середины 1980-х гг. «заводить» его стали все реже и реже, запчастей к нему становилось все меньше и меньше. Вводить в строй его после очередной поломки становилось всё труднее и труднее. Да и не было уже необходимости «раскручивать» такую допотопную технику при наличии других современных передатчиков. И стал передатчик «Вяз» просто памятником, а его антенна - символом «Чажмы» и «Чумикана».


И в другом месте:

"Да, был сегодня неплохой улов,
И, не тая победного экстаза,
Ликует «Чумикан» как тигролов,
Грозя врагам рогатиною «Вяза»."

Посмотреть профиль http://www.toge.ru
А на Селенах-2 стоит передатчик Р-652, который работает в диапазоне 1,5-24 МГц. Эта штука может выдавать по мощности до 12кВт и весит 1,2 тонны. Вот только как выглядит его антенна, не представляю Sad

Посмотреть профиль
Два канала - один телефонный, второй - телеграфный, время подготовки к работе 5 мин. Стабильность по частоте +/-1*10Е-8 Гц.
Посмотреть профиль
Направленности у диаграммы антенны «Вяза» практически не было.
Это означает, что сигнал шел во все стороны?
Посмотреть профиль
Грубо говоря, да.
Посмотреть профиль http://www.toge.ru
А на Селенах-2 стоит передатчик Р-652, который ... может выдавать по мощности до 12кВт
Хм... А почему мы не облысели там?

Женя, это фото с Пацаева?
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Хм... А почему мы не облысели там?
Ответ Александра Сычева:
Я почти ничего не знаю про передатчик Р-652,хотя какое-то время работал в этой лаборатории,только на "Сургуте". По поводу слишком большой мощности,насколько я слышал,на полной мощности он никогда и не работал,а во-вторых он использовался в основном не для связи с другими корабями,а для связи с радиоцентром Министерства морского флота,а мы находились от него,иногда,ну очень далеко.Судовые передатчики были менее мощные,так вот часто судовым радистам приходилось работать через экспедиционные Р-652. Что означает ТЛФ-ОП и ДЧТ могу только догадываться,возможно однополосная телефония и дискретная частотная телеграфия(?).
Да, с КВП.
Посмотреть профиль
Ещё раз про антенны "Вяз"


А.Косовский ("Кегостров"):
"Антенны специально проектировались для пятикиловатных  передатчиков. Мы их называли "кульками". Они весили по полторы тонны. Когда их делали на заводе, мы все ходили и смеялись, говорили: "Ребята, вы делаете пароход и думаете, наверное, что он будет стоять на месте, и его не будет трясти и качать во время плавания". Нашим предостережениям никто не внял. Короче, как в воду глядели: в один из рейсов раздается ужасный треск, антенна лопается посередине, и один "кулёк" поехал, как снятая кожура с апельсина вниз с двадцатиметровой высоты. Обошлось. До конца так и не доехал, на полпути застрял. Как могли, его "забинтовали" и пошли на ремонт. Кстати, в этом рейсе с нами находился главный строитель Выборгского завода. Я ему потом все время говорил: "Петя, мы же предупреждали".
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Хм... А почему мы не облысели там?
тут уж как кому повезло, помнишь считалку из детства: "кто не спрятался, я не виноват")))), значит ты хорошо прятался....., а я вот не очень)))))
Посмотреть профиль
Вот только как выглядит его антенна, не представляю
Забыли ответить Жене, как выглядит антенна передатчика Р-652("Щуки"). Вобщем-то ответ был в предыдущем сообщении А. Курочкина:
«Щуки» уже не требовали такой громоздкой антенны, как у «Вяза» - обычный штырь длиной 10 м.
. Только эти штыри на "Селенах-2" были сдвоенные.

Что касается опасности излучения от этих антенн, то, мне кажется, никто толком не занимался изучением этого вопроса. У нас опасались антенн "Сургута" и "Сапфира", но, мне кажется, щукинские штыри были не менее опасны. Во всяком случае, когда я поближе познакомился со "Щукой", старался держаться на палубе подальше от её штырей. А вот опасность "Сургута", по-моему, была преувеличена: мощность 1 кВт, высоко расположенная антенна и слабые боковые лепестки.
Посмотреть профиль
Схемы "Селены", присланные Капитановым, прокомментировал Миша Миронов. Вот что получилось:





Прошу вносить дополнения и уточнения  Very Happy

Например, Михаил упоминает лаборатории 1-го отдела, где были установлены МА9-МК, МА9-МСТ и Трал.
Где на схемах их помещения?

В фильме о "Селенах" https://vimeo.com/101717852 упоминаются:
- 3 поста телеметрии
- пост №4 - дешифраторная
- пост №6 - СЕВ
- пост №1 - передающий радиоцентр
- пост №7 - приёмный радиоцентр
- пост №8 - телеграф
- посты №9 и 10 - "Заря" ("Аврора"?)
- пост №5 - пеленгатор "Визир"
- на юте, между шлюпками - медблок

Частично они уже есть на схеме
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Радиотехническое оборудование "Селен". Кадры из фильма "Создание плавучих радиотелеметрических пунктов "Селена" https://vimeo.com/101717852

"Трал-1С"


МА9-М


АС 9Н


Приёмный радиоцентр


Передающий радиоцентр



"Заря-3"


ТНА-29


СЕВ




Радиопеленгатор "Визир"
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/

Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения