Форум НИС Космонавт Георгий Добровольский

Место общения ветеранов СКИ ОМЭР АН СССР. Приложение к сайту НИС КГД


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

На страницу : Предыдущий  1, 2

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 2 из 2]

Анатолий, нужно ещё сделать поправку на то, что в один и тот же район на одинаковые задачи боевое охранение выходило два года подряд. И народ основательно забыл - в какой год.

"Ташкент" - это БПК. А 82-м работал СКР.

В 83-м работал БПК Способный

Всё чудесатее и чудесатее...

Да, Ташкент - это 1134Б, скр "Горделивый" проект 1135.
А вот про "Способного" проект 61 информация удивительная. Такой корабль участники событий вряд ли бы пропустили мимо глаз и я впервые узнал о такой информации о нём. Володя, даже не знаю...
С Дмитриевым не знаком.
Посмотреть профиль http://www.toge.ru
Вот что сообщил мне К.Горлов из Владика:
Михалыч, дополнительно сообщаю

БПК от ТОФа был 1134 "Ташкент". Он хорошо виден в хроникальных съемках про
"Бор".
Работ было две. Во второй раз от флота были бпк 61 проекта и скр 1135.
Названия их знает адмирал Большедворский. Я тебе о нем рассказывал. Он на
бпк был старпомом.
Посмотреть профиль http://www.toge.ru
Тут даже карта похода Способного в 82-83 гг.



Для справки - по "Космосу-1445" работа была в марте 83-го.
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
БПК от ТОФа был 1134 "Ташкент". Он хорошо виден в хроникальных съемках про
"Бор".

Это про 82-й год? Смотрим:



На военный корабль, который всё время в кадре - не обращаем внимания. Он тут "для красивости, как и мультипликационная эскадра из всего ТОГЭ.

Кадр 1:26 - БОР-4 на фоне военного корабля. Корабль не тянет на БПК
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
А кадр, на котором корабль с бортовым номером 708, документальный или это вставка для красоты?
Посмотреть профиль
Саша, думается, что реальные кадры в этом ролике те, которые сняты с наихудшим качеством. Т.е. - БОР на волнах, Орион на фоне ПСК и СКР, БОР на палубе. Неясно, что за белый пароход мелькнул однажды в кадре, похож на проект 596 (но не ПСК - 596П).

Командир с микрофоном - это, как предполагает Анатолий, "скорее всего командир ПСК Ямал капитан 2 ранга Виктор Павлович Чупаков".

Остальное выглядит, не как репортажная съёмка, а хорошо поставленная работа телекомпании "Останкино". Корабль под номером 708 похож на БПК проекта 1134Б. Под таким номером ходил БПК Керчь, но причём он тут - неясно.

Снова возвращаясь к тому снимку 82-го года:

Версия о БПК не проходит. На снимке - СКР, вероятно - "Горделивый". Других боевых кораблей в 82-м там не было (Дмитриев). ПСК - возможно, не Ямал, а Апшерон.
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Согласен с Володей: скорее всего съёмка постановочная: офицеры в море никогда фуражку и тужурку не одевают.

На видео два корабля: БПК проекта 1134б, согласен, скорее всего "Керчь" (ЧФ), затем вдали снова он и потом СКР проекта 1134.
Посмотреть профиль http://www.toge.ru
Неясно, что за белый пароход мелькнул однажды в кадре, похож на проект 596 (но не ПСК - 596П).


Белый пароход в кадре (1-е фото) - кто-то из "Селен". Он к БОРу отношения не имеет.
Понятно теперь, что эпизод с БОРом склееен из множества разных кусков
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Проект 61.
Посмотреть профиль http://www.toge.ru
Эти кадры я вырезал из фильма "Битва за космос. История русского шаттла".



Тут в кадре есть ценный источник информации - кинооператор. Предлагаю объявить его в розыск! Laughing



Для справки, снятые им кадры попали в собственность студии "Крылья России" (ЛИИ Громова). Когда Вадим Лукашевич, автор сайта "Буран" и книги "Космические крылья", обратился туда за помощью - предоставить фрагменты из оригинальных съёмок Бурана и БОРа, его в грубой форме послали...
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Вспомнил ещё один объект, по которому работал КГД, это испытательный запуск ракеты-носителя "Энергия". Было это в 10-ом рейсе, в мае 1987-го, работали мы в южной Атлантике, в точке на широте Монтевидео и Кейптауна. Точка отмечена на моей карте и стоит дата 11-26.05.87 г. Кстати, качало нас там тогда прилично, недели три подряд.
Посмотреть профиль
Спасибо, Саша.
Добавил на сайт

Вот что пишут на сайте buran.ru про тот пуск:
15 мая 1987 года с космодрома Байконур впервые стартовала сверхтяжелая ракета-носитель 11К25 "Энергия" N6СЛ (стендово-летная). В своем первом полете ракета-носитель "Энергия" несла в качестве полезной нагрузки экспериментальный аппарат "Скиф-ДМ" (17Ф19ДМ), в открытой печати названный "Полюс"
Оттуда же:
Ракета отработала нормально, выведя "Полюс" на переходную траекторию, но сам аппарат не вышел на расчетную орбиту ИСЗ из-за сбоя в автономной системе управления после отделения от второй ступени ракеты-носителя "Энергия".
А вот из Википедии про "Полюс":
Космический аппарат "Полюс" (Скиф-ДМ, изделие 17Ф19ДМ) — динамический макет боевой лазерной орбитальной платформы, полезная нагрузка, использовавшаяся во время первого запуска ракеты-носителя "Энергия" в 1987 г.
Выходит, КГД работал в программе "Звёздные войны"

Тут видео со стартовой площадки: http://www.buran.ru/video/avi/skif2.avi (сайт buran.ru)
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Ещё о работах во 2-ом рейсе. В дополнение к анализу карты рейса обнаружил в своих записях информацию о том, что мы работали в том рейсе по старту и стыковке "Союза-35" и посадке "Союза-Т". Для работы по "Союзу-Т" спускались на юг в точку 30-30.
Посмотреть профиль
Полезные записи у тебя...
Правки на сайт внесу сегодня же.

Надо бы мне отсканировать карту 2 и 3 рейсов. Может, наведёт на какие-то мысли. Займусь в выходные.

Снова всплывает вопрос о формулярах рейсов КГД - целы ли и насколько достоверны?
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
По поводу формуляра намек понял. Давно обещал. Сразу начинаю исправляться. Сейчас позвонил Капитанову, взял у него телефон директора старого музея, формуляры находятся там. Постараюсь в ближайшее время съездить туда и скопировать, пока они не ушли на каникулы.
Капитанов предлагает медали Федерации космонавтики, различные, с изображениями космонавтов и академиков, самая последняя была выпущена к юбилею полета Гагарина. Медали в комплекте с удостоверением за подписью Ковалёнка. Так что, если есть желающие, можно заказать. За деньги, конечно.
Посмотреть профиль
О 2-м рейсе.

Сейчас, дома, сверил твою информацию с картой и таблицей.
На стыковке "Союза-35" (10.04.80), похоже, работали, на траверзе Конакри.
В точке же 30*30 мы стояли 19-25.03.80, а "Союз-Т-2" летал 05-09.06.80.
Не сходится...
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Володя, я написал "Сооз-Т", а не "Союз-Т2". Посмотри у себя на сайте таблицу "Старты кораблей "Союз", там под номером 42 написано: "Союз-Т" - беспилотный - дата посадки 26.03.80. Тут где-то ошибка на один день, или у меня на карте, или в "Википедии".
Посмотреть профиль
Да, я ошибся.

На моей карте дата та же, что и у тебя - в точке стояли с 19 по 25-е.
Возможно, работали и по расстыковке, и на посадке.
Посадка была 25-го 21:47GMT (26-е, 0:47 по Москве).
А через 16 часов (26-го в 12:00 по судовому времени) КГД был уже милях в 200 от точки.

Так сходится

Доп. данные про "Союз-Т":
Стыковка с "Салют-6" - 19.12.1979 г.
Коррекция орбиты станции с помощью двигательной установки космического корабля - 25.12.1979 г.
Отделение от "Салют-6" - 24.03.1980 г.
(источник)
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Выложил на сайт и на форум карты 2 и 3-го рейса. Теперь можно попытаться понять - с чем и когда работали
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Помните этот снимок?


А вот несколько кадров из фильма, снятого с борта КИК "Чумикан" в 1982 году:





Ту часть фильма, где запечатлены корабли, работавшие по БОРу-4, выложу сегодня же вечером.

Фильм мне предоставил на Торбеевом озере Владимир Николаевич Макаров,
служивший на "Чумикане" с 1977 по 1990 год.
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Вот эти кадры:
(Звука нет. Это 82-й год!)



Вопросы:
- кого удаётся узнать в шлюпке "Добровольского"?
- кто-нибудь может разобрать название СКР, заметное на корме?
- как зовут бункеровщика?
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Нашёл, что в 1984 году с бортовым номером 675 ходил СКР "Горделивый". Источник - "USS Kitty Hawk (CV-63) Command History, 1984", запись от 19-23.03.84 об учениях "Team Spirit-84" в Японском море. Другой источник подтверждает, что "Горделивый" там, в Японском море, был.

Бортовые номера менялись, но как часто?
Пока всё указывает на то, что СКР - это "Горделивый"

Дополню, из первого источника:
19.07 по пути на Гавайи наблюдали "Спасск" и "Чумикан" (SOVIET SIBIR CLASS AGE SPASSK AND CHLUKOTKA SURVEILLANCE)
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
И с танкером разобрался: "Алатырь" - большой морской танкер постройки 1956 года.

Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Пленка, конечно, уникальнейшая. В конце ролика в шлюпке "Добровольского" удалось заметить Троицкого и Котова, а вот уже на борту "Чумикана" хорошо видны: мастер Троицкий Э.Н. в своей неизменной кепочке, главный инженер Котов В.М., расстегивающий пояс и спина начальника экспедиции Позднякова И.Н. Именно в таком составе они и ездили практически каждый день на "Чумикан".
Название СКР разобрать не удалось, и моя память по-прежнему сопротивляется названию "Горделивый", а вот с названием танкера - "Алатырь", она сразу согласилась. А бортовые номера, я где-то читал, менялись каждые два года.
Посмотреть профиль
А бортовые номера, я где-то читал, менялись каждые два года
Да, я тоже это где-то читал. От июня 82-го до марта 84-го - чуть меньше двух лет. Вроде, вписывается
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Вот оно! "Дембеля СКР Горделивый" на ЯндексФотках

Фото оттуда:





Маловероятно, что дембеля вмонтируют фото "чужого" корабля
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Здорово, Володя. Убедил. И меня, и мою память.
Посмотреть профиль
Историю фото КГД, с которого пошёл разбор, рассказал Александр Бухарин (ТОГЭ, 81-90 гг):
Я пришел служить на "М. Неделин" с "Чумикана" и привез с собой фото этого эпизода. Петя Коник пришел служить ко мне уже на "Маршал", так она у него и оказалась
Ну, а Пётр забыл, откуда фото, и написал про Тихий океан.
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
На форуме ТОГЭ вот такое фото выложили. Снято всё там же - в Индийском океане, в 82-м, с борта КИК "Чумикан".

Вопрос: интересно, для кого по правому боту шторм-трап спущен?

Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Бортовые номера менялись, но как часто?

Малость отстал от дискуссии.

Смена бортовых номер крайне редкий случай. На моей памяти такого не было ни разу. А взимозамена номеров - это нонсенс. Правда, руководящих документов по этому делу я не видел и не знаю.
Но и смысла в смене бортового номера нет, они всего лишь способ оперативного управления. Наши корабли тоже имели бортовые номера (КИК-16 и т.п.), но не писали их - мы не входили в оперативные соединения. А вот у "Маршалов" их уже не было вовсе.

Ну а моряки с "Горделивого" не могли выложить фото КГД просто из-за режима секретности. Альбомы в те времена были под негласным запретом. Чтоб иметь хоть какую-то возможность вынести его с борта в альбом вставляли собственно самые нейтральные фотографии - тогда можно договориться со свои офицером или мичманом, чтоб он вынес альбом заранее с корабля. Всё сурово было. А за фотку КГД на цугундер взял бы уже особист. Уверен!

Посмотреть профиль http://www.toge.ru
Анатолий,
Про смену номеров, которые были на бортах военных кораблей. Оказывается, правильнее их называть - "Тактические". В Википедии, например, сообщается, что их меняли регулярно. Цель - запутать врага.
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Я читал эту статью, Володя. С автором не согласен, хотя, повторюсь - документов не видел или не помню. "Запутать американцев" - это не серьёзно. Кроме визуальной разведки существует куча других способов - не 19 век. "Скрыть реальное число кораблей" - тоже смешно: корабли не пересчитывают как стадо баранов, лучше уж его вовсе не писать.

Бортовой номер служит одной цели - упрощение управления оперативно-тактичеким соединением. Вполне допускаю, что в этом смысле википедия права - номер нужно называть тактическим.

Уверен, что маскировка тут не катит. Да! Опять же уверенно скажу, что БН существует только в пределах флота, при передаче корабля на другой флот ему БН меняли, так поменяли СКР "Сторожевому". Допускаю, что смена БН должна производится при любой смене принадлежности к соединению, но я не знаю таких случаев передачи, может быть БПК "Таллин" с его сложно судьбой.
Посмотреть профиль http://www.toge.ru
Посмотрел сайт противолодочников Александра Кавуна - моего старого товарища. Системы смены БН не обнаружил. ТОФ менял редко, ЧФ иногда каждый год. Но никогда БН не повторялся на разных кораблях. Ну я собственно это и хотел сказать: раз уж у Горделивого стоит БН, значит по нему его можно идентифицировать.

http://kresta-ii.ucoz.ru/
http://drozd-cruiser.ucoz.ru/
http://kara-1134b.ucoz.ru/
Посмотреть профиль http://www.toge.ru
Как часто менялись номера, например, у СКР, видно тут (раздел "Бортовые номера"). Возможно, в данных есть пропуски.

Если вернуться к теме - думаю, факт присутствия "Горделивого" в точке работы по "БОРу" в 82-м не оспаривается?
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Да, именно так - не оспаривается. Именно это я и хотел сказть! А единой информации по БН я не нашёл нигде: тут пропуски, на другом сайте лишние номера.
Уж кого мы сумели запутать, так это самих себя, а не американцев Very Happy
Посмотреть профиль http://www.toge.ru
Вопрос: интересно, для кого по правому боту шторм-трап спущен?

Скорее всего, для нашего руководства, возвращавшегося с очередного совещания на "Чумикане".
Посмотреть профиль
Интереная ссылка http://8opesk.su/index4.html
Посмотреть профиль http://www.toge.ru
Ещё в прошлом году Анатолий Михайлович прислал мне видео, снятое Г.Спириным ("Чумикан") в 1982 году, В Индийском, на БОРе-4 ("Космос-1374").
В кадре - все сразу: КГД, СКР "Горделивый", ПСК "Донбасс" (с большой антенной РЛС МР-600 "Восход" или МР-500 "Кливер" на гроте), "Апшерон", "Ямал" (на горизонте) и самолёт "Орион". Нет тольько танкера "Алатырь"
Качество не очень, но кадры редкие:



В твиттере нашёл фото ПСК "Донбасс", снятое в Индийском, годом позже, в 83-м на "Космосе-1445"

Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Тут, в этой темя я писал, что в 83-м по БОРу-4 1445 работал БПК Способный.

Но вот наконец-то я посмотрел книжку Лукашевича "Космические крылья" (пиратку). А там - такое фото:



На сайте МКФ есть фото, снятое с "Беляева", где виден БПК проекта 61:



Выходит, и "Способный" там был , и "Петропавловск".

Понять можно. К посадке БОРа и австралийцы, и американцы были уже готовы и район требовал более плотного охранения
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Засомневался я насчёт "Петропавловска", где-то ведь я встречал про БПК в Индийском на БОРе.

Нашёл. Запись на форуме "Юмашева":
Это было в районе Кокосовых Островов, я все это наблюдал с борта бпк "Ташкент". Мы там неделю в дрейфе стояли, ждали когда его запустят и когда он приводнится... А потом пошли через весь Индийский Океан в Аден,там на "Ташкент" в назначенный день прибывал ГЛАВКОМ ВМФ С.Г.ГОРШКОВ, так что шли 32 узла, торопились..
Так что надпись на фото от Капитанова не верна. Это "Ташкент"



Кроме того, есть инф. что в 82-м б/н "Ташкента" - 556, хотя это ненадёжный признак
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Да, это БПК "Ташкент". БПК "Петропавловск" не имел такой бортовой номер. Оба этих судна привлекались в те годы к несению боевой службы в Индийском океане.
Тема обсуждалась http://niskgd.2x2forum.ru/t10p45-topic
Анатолию Александровичу свойственно ошибаться.
Посмотреть профиль
Тема обсуждалась http://niskgd.2x2forum.ru/t10p45-topic
Теперь там по ссылке какая-то #$%^&* про пользовательское соглашение. Жаль
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
На сайте В.Лукашевича есть уникальный документ - циклограмма полёта "Бурана" - http://www.buran.ru/htm/cikmain.htm

Вот фрагмент этого документа, где обозначено время работы НИС КГД и "Маршала Неделина" и указаны спутники связи, через которые корабли должны были передавать информацию в ЦУП:

Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Володя Иванов, рассказывая о 4-м рейсе, в котором вылавливали БОР, вспомнил, что на "Добровольском" работали знакомые нам по 1-му рейсу измирановцы: Турбин, Пулинец и, кажется, Перехватов и Колдунов. В Ленинград на КГД они не успевали из-за документов, поэтому в точку их привёз с Камчатки "Чумикан". Там они пересели на "Добровольский", имея в багаже две канистры спирта.

После успешного окончания работы спирт был бысто и эффективно использован, а сами учёные пересели на какой-то из поисковиков и вернулись домой.

В следующем, 5-м рейсе, те же товарищи вышли в рейс на "Добровольском", отоварились в Копенгагене, а с Кубы вернулись домой.
Посмотреть профиль http://niskgd.ru/
Не хочется обижать Володю Иванова, но, мне кажется, ему это приснилось. Я ничего не слышал о втором и третьем пришествии измирановцев на КГД. Про 5-ый рейс ничего сказать не могу, я в нём не был. В 4-ом рейсе такое событие для не могло пройти дл меня незамеченным. Но на всякий случай кое-кого поспрашиваю.
Посмотреть профиль

Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 2 из 2]

На страницу : Предыдущий  1, 2

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения